ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
УДК 340 ББК 67.0
Аннотация
Высшее юридическое образование для любого государства имеет особое значение, поскольку формирует кадровый потенциал, прежде всего для правоохранительной сферы. Защита прав и свобод человека, в том числе в суде, требует высокого уровня профессионализма и компетентности. Принятие юридически значимых решений, определяющих судьбы людей, должно осуществляться профессионалами. По этой причине повышенными должны быть требования к качеству подготовки выпускников юридических вузов и факультетов. Между тем современное высшее юридическое образование в России характеризуется рядом тенденций, которые вызывают определенные вопросы. Характеристике этих тенденций и возникающих в связи с ними проблем и возможных путей их решения посвящена настоящая статья. Акцент при этом делается на необходимости соблюдения соразмерности между элитарностью высшего юридического образования, с одной стороны, и адекватностью подготовки юристов национальной правовой культуре и обыденному правосознанию — с другой. Баланс должен быть также между традициями и новациями в сфере высшего юридического образования, чтобы не потерять ценный многолетний опыт подготовки юристов в России, а также учесть современные вызовы юридической профессии в глобализирующемся мире.
Скачивания
Литература
Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М., 2014.
Русинов Р. К. Методические вопросы юридического образования. Чему и как учить будущих юристов : научно-методическое пособие. Екатеринбург, 2014.
Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. М., 2011.
Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. М., 2008.
Ящук Т. Ф. Учебные программы подготовки юристов России: эволюция, современное состояние, перспективы // Вестник Омского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 4.
Иглтон Т. Медленная смерть университета [Электронный ресурс]. URL: http://scepsis.net/ library/id_3672.html.
Томсинов В. А. Преступление под названием юридический факультет // Закон. 2009. № 3.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 29.12.2016).
Ритцен Д. Шанс для европейских университетов. М., 2011.
Ящук Т. В. Применение образовательных стандартов третьего поколения по юриспруденции в условиях Болонского процесса // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2011. № 2 (27).
Определения Верховного Суда РФ от 10 декабря 2003 г. N 13-Г03–13, от 16 июля 2008 г. № 41-Г08–12, от 11 ноября 2009 г. N 41-Г09–21, от 23 мая 2012 г. N 53-АПГ12–3.
О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 05.12.2017, с изм. от 19.02.2018) // Российская газета. 1992. N 170.
Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2010 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 14. 04.04.2011.
О порядке присуждения ученых степеней : Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 28.08.2017) // Собрание законодательства РФ. 07.10.2013. N 40 (часть III). Ст. 5074.
Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен : курс лекций. СПб., 2004.
Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 декабря 2015 г. N 50.
Дойников И. В. О преподавании юридических дисциплин в современных условиях. М., 2013.
Флетчер Дж., Наумов А. В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998.
Куликов Е. А., Суханова Е. П. Проблема соотношения светской и духовной власти в работах Н. Н. Алексеева // Вестник Томского государственного университета. Серия: Право. 2018. № 28.
Васильев А. А. Концепция консервативной стабилизации в российском обществе в XIX– XX вв. // Вопросы истории. 2016. № 12.
Канцеляров А. В. Закон о статусе судей требует корректировок // Администратор суда. 2017. № 3.
Занимательная статистика: реальное количество практикующих юристов не известно даже государству [Электронный ресурс]. URL: https://ceur.ru/news/biznes/item248195/.
Официальный портал правовой статистики [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/ offenses_map.
Степашин С. В. Юридическое образование должно перестать быть бизнесом [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.ru/news/view/12084/ (дата обращения: 29.05.2009).
Горбатов М. К. Высшее юридическое образование в современной России: теоретико-правовой аспект развития : автореф. дис. … канд. юрид. наук. ижний Новгород, 2007.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи