http://ralj.ru/issue/feed Российско-азиатский правовой журнал 2023-10-16T11:14:22+07:00 Тыдыкова academnauka@rambler.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN (онлайн) 2687-010X</strong></p> <p>«Российско-азиатский юридический журнал» публикует исследования российских и зарубежных преподавателей, посвященных актуальным вопросам истории, современному состоянию и перспективному развитию правовых систем России и стран Азии. Журнал создан под эгидой Ассоциации азиатских университетов и является площадкой для обмена мнениями между учеными из разных регионов России и зарубежными исследователями.</p> <p>В перспективе журнал будет заявлен в перечень ведущих&nbsp;<strong><a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5" target="_blank" rel="noopener noreferrer">рецензируемых</a><a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB" target="_blank" rel="noopener noreferrer">научных журналов</a></strong>, включённых&nbsp;<strong><a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8" target="_blank" rel="noopener noreferrer">Высшей аттестационной комиссией России</a></strong>&nbsp;в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание учёной степени&nbsp;<strong><a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%82_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA" target="_blank" rel="noopener noreferrer">кандидата</a></strong>&nbsp;и<strong><a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA" target="_blank" rel="noopener noreferrer">доктора наук</a></strong>.</p> <p>Издание будет размещаться и индексироваться в базах данных: Cyberleninka, eLibrary.ru, OAIsters, Index Copernicus.</p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;</p> http://ralj.ru/article/view/%282023%293.1 ПРИНЯТИЕ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЕ В ЕЕ СОСТАВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОЙ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ* 2023-10-02T16:52:09+07:00 Е.С. Аничкин rrd231@rambler.ru <p>На основе новых конституций ДНР и ЛНР и федерального законодательства выявлены и раскрыты характерные черты правовой и институциональной интеграции этих территорий с РоссийскойФедерацией. К данным чертам отнесены отражение в новых конституциях ДНР и ЛНР общественнополитической обстановки и переходного характера их государственности; специфика содержанияв сравнении с другими субъектами РФ в вопросах организации и деятельности публичной властина новоприсоединенных территориях; особенности взаимоотношений между отдельными федеральными и собственно республиканскими органами государственной власти.</p> 2023-10-02T11:56:03+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.2 ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПУТИ РЕАГИРОВАНИЯ 2023-10-02T16:52:09+07:00 А.В. Дашко 89262322007@mail.ru <p>Юридическое образование часто сталкивается с практическими проблемами и не позволяетдолжным образом защитить права учащихся, педагогов и государства. Целью статьи является поискнаиболее эффективных путей развития юридического образования в России, делается попытка обобщения практики вузов по вопросам дисциплины учащихся и формирования их личности. Методологической основой статьи стала совокупность диалектического и системного методов исследования, а также телеологический подход, в соответствии с которыми личность обучающегося требуетформирования. Аргументирована авторская позиция относительно уместного нахождения учащегося в иерархической системе образовательных отношений при условии сохранения форм поведения, обеспечивающих признание знаний за старшими и передачу нравственного закона. В статьеделаются предложения по дальнейшему изучению данной проблемы и совершенствованию отдельных положений законодательства, позволяющих устранить пробелы правового регулирования. Автор приходит к выводу, что государство должно беспокоиться о государственных образовательныхучреждениях, профессиональных образовательных стандартах, материально-техническом обеспечении, а с другой стороны — учащиеся должны идти навстречу и поддерживать государственную инициативу.</p> 2023-10-02T12:00:29+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.3 АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗАХ 2023-10-02T16:52:09+07:00 О.Л. Казанцева <p>Несмотря на формирование правовых и организационных основ борьбы с коррупцией, проблемакоррупции продолжает обостряться. Статья посвящена актуальным вопросам противодействия коррупции в сфере образования, уделено внимание полезному опыту, накопленному в Алтайском государственном университете по разработке новых подходов к предупреждению негативных ситуацийв образовательной сфере. В университете активно осуществляется антикоррупционное просвещениеи антикоррупционное обучение работников и студентов. Вместе с тем противодействие коррупциив сфере образования требует дальнейшего совершенствования нормативных правовых актов и внедрения новых средств и методов.</p> 2023-10-02T12:06:06+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.4 ИНТЕГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2023-10-02T16:52:09+07:00 А.А. Коренная lawer_ann@mail.ru <p>Ст. 169 УК РФ — традиционная для современного российского законодательства норма. Она открывает гл. 22 и исходя из содержания призвана обеспечить реализацию базового конституционного права — права на свободное осуществление экономической деятельности. В настоящей статье автор рассматривает данную норму в разрезе евразийской интеграции. В настоящее время трииз пяти стран — участниц Евразийского экономического союза разработали и приняли новые Уголовные кодексы (Кыргызстан, Казахстан, Армения). УК Республики Беларусь, несмотря на сохранение базовой редакции 1999 г., претерпел серьезные изменения. В уголовных законах стран Евразийского экономического союза в настоящее время отсутствуют самостоятельные нормы об уголовнойответственности за воспрепятствование предпринимательской или иной законной экономическойдеятельности. В связи с обозначенной целью союзных государств — интеграция экономического законодательства — возникает необходимость инвентаризации российского, в том числе уголовного, законодательства в целях формирования уголовного закона на основе интеграционных принципов(интеграционная модель уголовного закона). В исследовании автор анализирует объективные и субъективные признаки ст. 169 УК РФ, а также дифференцирующие признаки и санкции данной нормыи приходит к выводу о необходимости декриминализации состава как частного случая злоупотребления должностными полномочиями с возможностью дополнения ст. 285 УК РФ соответствующимквалифицирующим признаком.</p> 2023-10-02T12:12:30+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.5 АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПА ГУМАНИЗМА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 2023-10-02T16:52:09+07:00 А. Г. Максимов maksimov.ag1982@gmail.com <p>Уголовно-правовые принципы являются концептуальной основой для формирования эффективного уголовного закона. В действующем российском законодательстве принципы получили нормативное закрепление, что является положительным, сами принципы в этой связи должны являться основой для формирования уголовно-правовых норм. Автор работы, применяя интеграционный метод,изучает принцип гуманизма как в общенаучном, так и в узкоотраслевом значении, исследует аксиологическое значение принципа гуманизма. Интегративный метод в научных исследованиях позволяетрассмотреть правовые явления, процессы, объекты правового регулирования на основе методологических подходов иных наук не только гуманитарного цикла, но и с использованием математическихметодов, приемов кибернетики. В статье анализируется уголовно-правовое значение принципа гуманизма с позиции соотношения кары и исправления, а также приоритетов реализации рассматриваемого принципа. Автор выделяет самостоятельные элементы, посредством которых реализуетсяаксиологическое значение принципа гуманизма в современном российском уголовном праве. К таким элементам относятся — содержательный, структурный, модельный.</p> 2023-10-02T12:19:44+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.6 О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ РАЗГРАНИЧЕНИИ ТЕРМИНОВ «ТЕРРОР» И «ТЕРРОРИЗМ» 2023-10-02T16:52:09+07:00 М.А. Стародубцева starodubzewa@gmail.com <p>Cледует отметить существующее многообразие терминов, используемых в качестве синонимовк понятию «терроризм», например «террор» и «террористический акт». Синонимизация указанныхпонятий характерна, в частности, для политической, социологической, публицистической литературы. Однако такой подход не отвечает юридической методологии и не учитывает конкретную ситуацию, в которой совершается указанное преступление. Поэтому юридические исследования, на которые опирается диссертант в своей работе, обычно ставят перед собой проблему разграниченияуказанных терминов.Сложности возникают и при попытке дать определение самому термину «терроризм» на международном либо внутринациональном уровнях. Автор полагает, что основным фактором, затрудняющим поиск единого подхода к определению терроризма и его юридическое оформление, а как следствие — и выработку согласованных, объединенных международных мер по борьбе с ним, выступаеткрайняя политизированность оценок, в особенности когда речь идет о государственном и межгосударственном терроризме.</p> 2023-10-02T12:25:12+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.7 РЕАЛИЗАЦИЯ МАГИСТРАНТСКО-АСПИРАНТСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ИЗ ЧИСЛА ГРАЖДАН КНР 2023-10-02T16:52:10+07:00 Н.И. Красняков krasnyakov@nsu.ru <p>Определяются некоторые исходные позиции межгосударственного сотрудничества в сфере образовательно-научных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики. При этомавтор раскрывает основания, формы и направления такого взаимодействия при подготовке научных кадров из числа граждан КНР в рамках магистрантско-аспирантской модели Новосибирскогонационального исследовательского государственного университета. Высказывается суждение о генетической связи политики и права, в конечном счете детерминирующих эволюцию науки как общественно-государственного института. В качестве вывода в силу политической целесообразностипредлагается умозаключение об инструментальной роли науки и права в объективировании потребностей общественного развития.</p> 2023-10-02T12:30:50+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.8 О САМОБЫТНОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН* 2023-10-02T16:52:10+07:00 В.В. Сорокин sorokin.v.v@yandex.ru <p>xИсторическое развитие и культурно-правовые традиции Республики Узбекистан оказали существенное влияние на становление и совершенствование ее правовой системы. Самобытная по содержанию, она отражает сопряженный с укреплением национальных узбекских и общеислаимскихобычаев переход от социалистического к другому типу. Современная политика государства направлена на создание стабильной правовой системы путем законодательного закрепления и упроченияобщественных отношений и социальных ценностей. Понимание особенностей правовой системыРеспублики Узбекистан необходимо для квалифицированного анализа законопроектов, для принятия взвешенного решения о целесообразности рецепции, грамотного преодоления текущих проблеми реальной оценки правосознания узбекского народа.</p> 2023-10-02T12:39:24+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.9 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2023-10-16T11:14:22+07:00 А.М. Вартанян avak.v.i.p@rambler.ru <p>Раскрывается современный этап развития юридического образования в Республике Беларусь.<br>Проанализировано законодательство Республики Беларусь, регламентирующее отношения в сфере<br>подготовки специалистов юридического профиля. Особое внимание уделяется концептуальным направлениям развития юридического образования. Обращается внимание на влияние определенных<br>факторов на возможность реализации заложенных в Концепции развития юридического образования направлений. Раскрыто содержание и основные направления реализации Концепции развития<br>юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 г. В работе приводится опыт<br>Российской Федерации и Республики Казахстан в выработке концептуальных направлений развития высшего образования. Делается вывод о необходимости ориентации современного юридического образования не только на сформировавшиеся в мировой практике подходы в подготовке кадров,<br>но и на положительные и эффективные подходы различных систем подготовки специалистов юридического профиля, что позволит обеспечить более гибкие возможности адаптации к меняющимся<br>условиям.</p> 2023-10-02T12:46:15+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал http://ralj.ru/article/view/%282023%293.10 НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СФЕРЕ ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ 2023-10-02T16:52:10+07:00 А.В. Головинов alex-golovinov@mail.ru Ю.В. Головинова <p>Цель статьи — показать вклад правовой политики ведущих международных организаций — Организации Объединенных Наций и Международной организации труда в развитие института равенства полов. В статье акцентируется период второй половины ХХ в.Авторами установлено, что правовая политика Международной организации труда оказалась последовательной. Так, в Конвенции 111 было раскрыто содержание категории «дискриминация» в области труда и занятости. В семантическом и понятийном значении труд здесь органически связывалис занятиями, подразумевая также и принцип равного доступа к направлениям и ступеням профессионального обучения и свободного выбора профессии и мужчинами, и женщинами.</p> 2023-10-02T00:00:00+07:00 Copyright (c) 2023 Российско-азиатский правовой журнал