ФЕЙКОВАЯ РЕКЛАМА: ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК 343.533.64 ББК 67.401.114

  • И.В. Кирюшина Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Ключевые слова: фейки, фейковая информация, реклама, недостоверная реклама, недобросовестная реклама, вводящая в заблуждение реклама

Аннотация

Статья посвящена анализу вопросов правовой квалификации фейковой рекламы по действующему законодательству Российской Федерации. Широкое распространение фейковой информациив XXI в. затронуло и рекламную сферу. Термин «фейк» и его производные «фейковый», «фейковизация»охватывают различные случаи обмана и подделок. Конечная цель распространения фейковой рекламы — манипулирование сознанием потребителя с целью увеличения продаж. Фейковая реклама может быть квалифицирована как ненадлежащая одновременно по нескольким статьям Федеральногозакона «О рекламе» в зависимости от способов подачи такой информации и ее контекста. Анализируются случаи распространения недостоверной и недобросовестной рекламы, рекламы, являющейся актом недобросовестной конкуренции. Делается вывод о том, что «фейковая реклама» — понятиеболее широкое, нежели недостоверная. Такая реклама может нарушать одновременно целый ряд запретов, установленных действующим законодательством. Она может являться неэтичной, побуждающей к совершению противоправных действий или призывать к насилию и жестокости. Использование искусственного интеллекта и возможностей сети Интернет расширило способы воздействияна сознание потребителей рекламы, примером чему является такая разновидность рекламы, как FakeOut Of Home с дополненной реальностью. Во всех указанных случаях необходима точная квалификация фейковой рекламы не только в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», но и в соответствии с административным и гражданским законодательством. Увеличивающиеся масштабыраспространения фейковой рекламы, негативные последствия, которые влечет распространение такой информации, делают актуальным вопрос об усилении ответственности за ее распространение.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №12. Ст. 1232

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-28224/2021 от 16.06.2021 по делу № А40–21896/2021 // Картотека арбитражных дел: сайт. URL: kad.arbitr.ru/Document/Pdf/043726ff-eb11–4f1b-9dae-e17cd759b8dd/81d78459–5109–4958-ab9d-48e9438cea5e/A40–21896–2021_20210616_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True.

О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» : Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 // Вестник ВАС РФ. 2012. №12.

О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №31 (1 ч.). Ст. 3434.

О применении «четвертого антимонопольного пакета» : Письмо ФАС России от 24.12.2015 № ИА/77666/15 // ФАС России: официальный сайт. URL: https://fas.gov.ru/documents/ia-74666–15.

Виртуальный «уход с рынка» сети магазинов «Sunlight» // Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области: официальный сайт. URL: https://volgograd.fas.gov.ru/news/12836.

Мнимая ликвидация как недобросовестный способ привлечения покупателей. Сети магазинов выдано предупреждение // Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области: официальный сайт. URL: https://volgograd.fas.gov.ru/news/12719.

В Самаре менеджера книготорговой фирмы оштрафовали за рекламу розог // Самарское УФАС : официальный сайт. URL: https://samara.fas.gov.ru/publications/13995.

Об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Коллегии ВС РФ: Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2018 №309-КГ17–20623 //Сайт Верховного Суда РФ. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/16356d4e-b810–48b6–8545–5fda56cd5a2a/6b48356e-90a6–48a9–9ee0-f9c18527ebda/A60–1466–2017_20180122_Opredelenie. pdf?isAddStamp=True.

Решение Комиссии ФАС России № АК/39322/21 по делу №08/05/5–26/2021 от 17.05.2021 // База решений ФАС России. URL: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-reklamy-inedobrosovestnoy-konkurentsii/927199c0–986b-4eb5-b3f4-c34ce39553b4/.

О рекламе: Федеральный закон от 18.07.1995 №108-ФЗ // Российская газета. 1995. 25 июля.

Дружинин С.В. Заведомо ложная реклама как одно из посягательств на свободу конкуренции: оценка современных возможностей уголовно-правового реагирования // Образование и право. 2017. №12. С. 159–164.

О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2003 №162-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №50. Ст. 4848.

Литвинова К.И. Правовое регулирование заведомо ложной рекламы // Молодой ученый. 2022. №40. С. 111–112.
Опубликован
2025-03-18
Как цитировать
Кирюшина И. ФЕЙКОВАЯ РЕКЛАМА: ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Российско-азиатский правовой журнал, 2025, № 1. С. 72-80 DOI: 10.14258/ralj(2025)1.11. URL: http://ralj.ru/article/view/%282025%291.11.
Раздел
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ