ФЕЙКОВАЯ РЕКЛАМА: ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
УДК 343.533.64 ББК 67.401.114
Аннотация
Статья посвящена анализу вопросов правовой квалификации фейковой рекламы по действующему законодательству Российской Федерации. Широкое распространение фейковой информациив XXI в. затронуло и рекламную сферу. Термин «фейк» и его производные «фейковый», «фейковизация»охватывают различные случаи обмана и подделок. Конечная цель распространения фейковой рекламы — манипулирование сознанием потребителя с целью увеличения продаж. Фейковая реклама может быть квалифицирована как ненадлежащая одновременно по нескольким статьям Федеральногозакона «О рекламе» в зависимости от способов подачи такой информации и ее контекста. Анализируются случаи распространения недостоверной и недобросовестной рекламы, рекламы, являющейся актом недобросовестной конкуренции. Делается вывод о том, что «фейковая реклама» — понятиеболее широкое, нежели недостоверная. Такая реклама может нарушать одновременно целый ряд запретов, установленных действующим законодательством. Она может являться неэтичной, побуждающей к совершению противоправных действий или призывать к насилию и жестокости. Использование искусственного интеллекта и возможностей сети Интернет расширило способы воздействияна сознание потребителей рекламы, примером чему является такая разновидность рекламы, как FakeOut Of Home с дополненной реальностью. Во всех указанных случаях необходима точная квалификация фейковой рекламы не только в соответствии с Федеральным законом «О рекламе», но и в соответствии с административным и гражданским законодательством. Увеличивающиеся масштабыраспространения фейковой рекламы, негативные последствия, которые влечет распространение такой информации, делают актуальным вопрос об усилении ответственности за ее распространение.
Скачивания
Литература
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-28224/2021 от 16.06.2021 по делу № А40–21896/2021 // Картотека арбитражных дел: сайт. URL: kad.arbitr.ru/Document/Pdf/043726ff-eb11–4f1b-9dae-e17cd759b8dd/81d78459–5109–4958-ab9d-48e9438cea5e/A40–21896–2021_20210616_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True.
О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» : Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 // Вестник ВАС РФ. 2012. №12.
О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ // СЗ РФ. 2006. №31 (1 ч.). Ст. 3434.
О применении «четвертого антимонопольного пакета» : Письмо ФАС России от 24.12.2015 № ИА/77666/15 // ФАС России: официальный сайт. URL: https://fas.gov.ru/documents/ia-74666–15.
Виртуальный «уход с рынка» сети магазинов «Sunlight» // Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области: официальный сайт. URL: https://volgograd.fas.gov.ru/news/12836.
Мнимая ликвидация как недобросовестный способ привлечения покупателей. Сети магазинов выдано предупреждение // Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области: официальный сайт. URL: https://volgograd.fas.gov.ru/news/12719.
В Самаре менеджера книготорговой фирмы оштрафовали за рекламу розог // Самарское УФАС : официальный сайт. URL: https://samara.fas.gov.ru/publications/13995.
Об отказе в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Коллегии ВС РФ: Определение Верховного Суда РФ от 22.01.2018 №309-КГ17–20623 //Сайт Верховного Суда РФ. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/16356d4e-b810–48b6–8545–5fda56cd5a2a/6b48356e-90a6–48a9–9ee0-f9c18527ebda/A60–1466–2017_20180122_Opredelenie. pdf?isAddStamp=True.
Решение Комиссии ФАС России № АК/39322/21 по делу №08/05/5–26/2021 от 17.05.2021 // База решений ФАС России. URL: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-kontrolya-reklamy-inedobrosovestnoy-konkurentsii/927199c0–986b-4eb5-b3f4-c34ce39553b4/.
О рекламе: Федеральный закон от 18.07.1995 №108-ФЗ // Российская газета. 1995. 25 июля.
Дружинин С.В. Заведомо ложная реклама как одно из посягательств на свободу конкуренции: оценка современных возможностей уголовно-правового реагирования // Образование и право. 2017. №12. С. 159–164.
О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2003 №162-ФЗ // СЗ РФ. 2003. №50. Ст. 4848.
Литвинова К.И. Правовое регулирование заведомо ложной рекламы // Молодой ученый. 2022. №40. С. 111–112.
Copyright (c) 2025 И.В. Кирюшина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи