ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КИБЕРСПОРТА В РОССИИ И НЕКОТОРЫХ СТРАНАХ АЗИИ*
УДК 347.965:368 ББК 67.401.122
Аннотация
Статья посвящена исследованию киберспорта как правового явления. Анализ российского законодательства показал, что наиболее часто используемым в текстах нормативных актов являетсятермин «компьютерный спорт». Равнозначными с этим термином являются такие, как «киберспорт»и «е-спорт». Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видомспорта. В настоящее время правовое регулирование киберспорта в России осуществляется в основном на подзаконном уровне. Перечислены основные нормативные акты в этой области. Авторы пришли к выводу, что киберспортивные отношения являются недостаточно изученной областью, поэтому пока сложно прийти к решению о необходимости принятия специального закона. Доказывается,что такое решение будет обосновано, если будет установлена такая специфичность этого вида спорта, уровень которой не позволит применять к этим отношениям уже существующее законодательство и потребует иных подходов. Названы основные дискуссии по исследованному вопросу, которыеимеют место в научной литературе. Специальное законодательство о киберспорте международного уровня еще также не сложилось, хотя развитие киберспорта в мире идет достаточно динамичнои Международная федерация киберспорта объединяет 100 стран, а Азиатская федерация электронного спорта — 45 стран. Названы некоторые особенности развития и правового регулирования рассматриваемой области в некоторых странах Азии. Авторы прогнозируют дальнейшее развитие законодательства в этой сфере в ближайшем будущем.
Скачивания
Литература
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Общая характеристика спорта. М. : Изд. центр «Академия», 2003. 480с.
Нишуков В. Понятие спорта // Логос. 2014. №3 (99). С. 181–190.
Савельева О.В., Сулейманов М.А., Скобелев А.А. Киберспорт: мировое признание // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2020. №1 (10). С. 63–66.
Коваленко Е.Ю., Тыдыкова Н.В., Шавандина О.А. Спортивное право в системе отраслей российского права // Вестник Кемеровского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2021. №2 (18). С. 174–181.
Cem Abanazir. E-sport and the EU: the view from the English Bridge Union // The International Sports Law Journal. 2019. Vol. 18. P. 102–113.
Ivanov V.D. Cybersport: problems of legal regulation // Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2020. Т. 5. №3. P. 59–63.
Ращупкин А. Киберспорт на государственном уровне. Хроника. URL: // https://www.cybersport.ru/other/articles/kibersport-na-gosudarstvennom-urovne-khronika.
Демченко М.В., Шведова А.Д. Правовое регулирование киберспорта в России и за рубежом // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019. №2 (27). С. 88–93.
Устав Общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России (ФКС России)». URL: file:///C:/Users/DELL/Downloads/ustav-fks-rossii.pdf.
Кондратов А. Правовые основы киберспортивных соревнований. URL: https://zakon.ru/blog/2020/02/06/pravovye_osnovy_kibersportivnyh_sorevnovanij.
Cedrick Aghey. Integration of eSports in the structure of Ifs: disruption or continuity? // The International Sports Law Journal. 2020. Vol. 20. P. 120–125.
Дисциплинарный регламент ФКС России. URL: https://resf.ru/about/documentation/.
Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт» : проект Приказа Министерства спорта РФ // СПС «Гарант».
Идрисов Х.В., Юсупова А.У. Нужен ли в России специальный закон о киберспорте? // Социально-экономические и гуманитарные науки : сб. избр. статей по мат-лам Междун. научной конф.СПб., 2020. С. 103–106.
Новиков И.В. Проблемы правового регулирования киберспорта в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2020. №9. С. 426–438.
Челебий Р.А., Должиков В.А. Регулирование трудовых отношений в киберспорте посредством трудового договора // Научные исследования: теория, методика и практика : сб. мат-лов III Междун.науч.-практич. конф. Чебоксары, 2017. С. 447–449.
Воскресенская Е.В., Лойко А.Н. Правовое регулирование киберспорта (компьютерного спорта) в Российской Федерации // Colloquium-journal. 2019. №13–12 (37). С. 48–50.
Архипов В.В. Киберспортивное право: миф или реальность? // Закон. 2018. №5. С. 80–92.
Сутырина Е.В. Правовое регулирование деятельности профессионального киберспортсмена // Universum: экономика и юриспруденция. 2017. №12 (45). С. 24–31.
Зайкин А.Ю., Емельянов А.И., Ишмухаметов А.Х. Проблема международного правового регулирования киберспорта // Colloquium-journal. 2018. №12–4 (23). С. 48–49.
Statutes International Esports Federation. Version 2020. URL: https://iesf.org/wp-content/uploads/2021/01/IESF-Statutes-2021.pdf.
Esports world Championshop Official Rulebook. URL: https://iesf.org/wp-content/uploads/2021/08/EWC21-Official-Rulebook-Aug-2021.pdf.
Сутырина Е.В. Правовое регулирование деятельности киберспортивной организации (клуба) // Universum: экономика и юриспруденция. 2018. №1 (46). С. 10–13.
Казахстан признал киберспорт официальным видом спорта. URL: https://www.zakon.kz/4925317-kazahstan-priznal-kibersport.html.
Турнирные регламенты и правила. URL: https://qcf.kz/tournaments.
Адилбеков Д. Киберспорт в РК не развивается, и проблема не только в скорости Интернета. Что нужно, чтобы отрасль начала приносить деньги? URL: https://informburo.kz/stati/kibersport-vrk-ne-razvivaetsya-i-problema-ne-tolko-v-skorostiinterneta-chto-nuzhno-chtoby-otrasl-nachala-prinositdengi-.html.
Алтухов С.В., Веревкин В.М. Модель управления киберспортом в Китае как основа стимулирования здорового образа жизни и защиты национальных интересов // Управленческие науки. 2020.№2. С. 22–30.